На рис. 142 приведена принципиальная
схема устройства, информирующего водителя о включении ламп стоп-сигнала при
торможении автомобиля.
Контрольная лампа, которую
устанавливают на щитке, включится, очевидно, лишь в том случае, если Ur2 - напряжение
на резисторе R2 - превысит Uотс =0,5…0,6 В - напряжение отсечки кремниевого
транзистора VT1. При R2=0,3 Ом и общем токе в лампах стоп-сигнала I=3,5 А (на
самом деле несколько меньше из-за падения напряжения на резисторе R2) Ur2=I·R2@1
В, и в цепи база-эмиттер транзистора VT1 возникнет ток Iбэ=(Ur2-Uост)/R1 =0,02…0,025
А. А поскольку коэффициент усиления
по току транзистора КТ816Г h21э=25, то возникающий в нем коллекторный ток Iк=Iбэ·h21э=0,5…0,625
А обеспечит питание индикаторной лампы HL3, тоже, конечно, 12-вольтной.
Заметим, что контрольная
лампа HL3 не включится, если выйдет из строя лишь одна из ламп стоп-сигнала
- HL1 или HL2. Падение напряжения на резисторе R2 в этом случае будет меньше
напряжения отсечки транзистора VT1.