Дистанционные охранные устройства автомобиля ИК диапазона
В данном разделе рассмотрим охранные устройства с дистанционным управлением на инфракрасных лучах, позволяющие отключать сигнализацию, не прикасаясь к автомобилю, и отказаться от задержки перехода системы в режим охраны. Времени задержки порой бывает достаточно, чтобы "специалист" успел открыть капот и отключить аккумулятор, а затем в спокойной обстановке разобраться с сигнализацией.
Конечно, существуют сканеры отечественного и импортного производства, с помощью которых путем подбора комбинаций импульсов, их скважности и периода можно вскрыть код сигнализации на инфракрасных лучах. Поэтому здесь будут рассмотрены дистанционные охранные устройства на ИК лучах, в которых используется кодирование информации, основанное на других физических принципах, не доступных современным сканерам.
Автосторож на инфракрасных лучах
Это система дистанционного управления с частотным кодированием и длительным воздействием на фотоприемник. Конечно, частотное кодирование - это не верх совершенства, но, тем не менее, действует эффективно. Для того, чтобы частота сканера в определенный момент случайно не совпала с частотой автосторожа, используется 2-х секундная временная задержка, что практически полностью исключает случайный подбор частоты.
.
В состав автосторожа входит пульт дистанционного управления на инфракрасных светодиодах типа АЛ107Б, выполненный по известной схеме. Также в состав автосторожа включена часовая микросхема К176ИЕ12 и кварцевый резонатор Q1 с частотой 32768 Гц для формирования временных интервалов.
Основные технические характеристики устройства:
Время перехода в режим охраны, с 20
Продолжительность звучания сигнала тревоги, с 40
Частота прерывания сигнала тревоги, Гц 1
Время задержки срабатывания сигнализации, с 2
Ток потребления в режиме охраны не более, мА 10
Размеры печатной платы, мм 60х65
Размеры пульта управления, мм 25х30
Принципиальная схема пульта дистанционного управления приведена на рис. 4.27. Пульт включает в себя мультивибратор на элементах DD1.1 - DD1.3, инвертор DD1.4, импульсный ключ на транзисторах VT1, VT2 и инфракрасные светоизлучающие диоды VD1, VD2. Регулировка частоты мультивибратора осуществляется подбором сопротивления резистора R1. Печатная плата пульта управления приведена на рис. 4.28. Для питания пульта можно использовать батарею "Крона", что обеспечит длительное его использование.
Принципиальная схема автосторожа показана на рис. 4.29. Автосторож содержит счетчик-формирователь временных интервалов на микросхеме DD2, два триггера на элементах DD1.3, DD1.4 и DD3.2, DD3.3, приемное устройство на микросхеме DD4 с фотодиодом VD6 и ключ на транзисторах VT2, VT3.
При включении питания устройства тумблером SA1 (перед выходом из салона автомобиля) конденсатор C1 своим зарядным током устанавливает счетчики микросхемы DD2 в исходное нулевое состояние. На выводе 10 микросхемы DD2 в это время лог. "0", который поступает на вход элемента DD3.4 и открывает его. С вывода 6 микросхемы DD2 импульсы частотой 2 Гц проходят элемент DD3.4 и поступают на тактовый вход С (вывод 7) счетчика DD2. В то же время, нулевой уровень на выводе 10 микросхемы DD2, проинвертированный элементом DD3.1, блокирует триггер, собранный на элементах DD3.2 и DD3.3, и запрещает прохождение сигнала с контактных датчиков SB1 - SBn, подключенных к катоду диода VD3, через транзистор VT1 на элементы DD1.1 и DD1.2. В таком состоянии сторож находится до тех пор, пока счетчик DD2 не сосчитает 39 импульсов с частотой 2 Гц. Это время, равное 20 с, дает владельцу автомобиля возможность выйти из салона и закрыть все двери. По истечении этого времени на выводе 10 счетчика DD2 появляется единица, которая закрывает элемент DD3.4 и запрещает поступление счетных импульсов частотой 2 Гц на счетный вход C DD2. Этот же сигнал (лог. "1"), поступая на входы элемента DD3.1, разблокирует триггер на элементах DD3.3, DD3.2, и схема переходит в режим охраны автомобиля.
В качестве контактных датчиков можно использовать дверные выключатели автомобиля. Такие же кнопочные выключатели можно поставить на капот и на крышку багажника. Каскад на транзисторе VT1 служит инвертором и одновременно предохраняет микросхему DD3 от выхода из строя при подаче на ее вывод 1 положительного напряжения в то время, когда питание автосторожа выключено. При срабатывании одного из контактных датчиков SB1 - SBn катод диода VD3 замыкается на землю, транзистор VT1 закрывается и на его коллекторе устанавливается положительный потенциал, который переключает триггер на элементах DD3.3, DD3.2. При этом на его выводе 4 устанавливается уровень лог. "I". С выхода инвертора DD1.1 лог. "0" поступает на вывод 1 элемента DD1.2 и открывает его. С вывода 4 счетчика DD2 секундные импульсы через элемент DD1.2 поступают на вывод 7 счетчика DD2 и ключ на транзисторах VT2 и VT3, который включает реле звукового сигнала К1. Счетчик DD2 отсчитывает 39 импульсов, поступающих на вывод 7, и через 40 с устанавливается в нулевое состояние (на выводе 10 - лог. "0"). Затем по описанному выше сценарию следует 20-ти секундная задержка (как при включении питания), и схема снова переходит в режим охраны.
Для выключения автосторожа используется пульт управления, который излучает импульсы в ИК диапазоне. Фотоприемник, состоящий из фотодиода VD6 и резонансного усилителя на элементах DD4.1 - DD4.3, принимает сигнал от дистанционного пульта управления. Частота, на которую реагирует устройство, устанавливается элементами контура L1, C9. Его резонансная частота должна соответствовать частоте мультивибратора пульта. С резонансного усилителя сигнал поступает на формирователь постоянного напряжения. При соответствии частот контура L1, C9 и мультивибратора пульта управления на выводе 10 элемента DD4.5 появляется уровень лог. "I". Для исключения срабатывания автосторожа при случайном совпадении частот устройства и сканера цепью R19, C11 формируется временная задержка длительностью 2 с.
После заряда конденсатора C11 сигнал поступает на вывод 8 триггера на элементах DD1.3, DD1.4, который на выводе 11 формирует положительный импульс, поступающий на выводы 5, 9 микросхемы DD2, и обнуляет счетчик. Момент выключения устройства индицирует светодиод HL1.
Печатная плата автосторожа приведена на рис. 4.30. Катушка L1 намотана на сердечнике СБР-23 и содержит в зависимости от частоты от 100 до 500 витков (от 16 кГц до 5 кГц, соответственно) провода ПЭВ-1 0,1 мм. Для питания микросхем в схеме используется стабилитрон VD5 типа KC210 с напряжением стабилизации 10 В.
Расположение деталей на печатной плате автосторожа показано на рис. 4.31.
Настройка автосторожа сводится к установке частоты контура элементами L1, C9 и сопряжения с ней частоты мультивибратора пульта дистанционного управления подбором сопротивления резистопа R1, добиваясь надежного и устойчивого срабатывания устройства.