Схема предназначеня для установки в промышленное зарядное
устройство для аккумуляторов 7Д-0,115 (так у меня на нем написано) или
"Ника". Не стоит применять его для восстановления батареек "Крона", т.к.
последние могут "потечь" и вывести из строя само устройство или привести к
пожару.
Схема зарядного устройства приведена на рисунке. Зарядное устройство
автоматически отключает аккумулятор по окончании заряда и включает его при
разрядке аккумулятора ниже порогового значения (при данных номиналах
резисторов это 10,5В и 8,4В соответственно). Светодиод LED1 сигнализирует
о процессе заряда. Резистор R2 устанавливает порог отключения заряда, а R3
- гистерезис (при указанных номиналах 2,1В). Транзистор VT1 служит
одновременно и генератором стабильного тока (10мА) и ключем. Кстати, если
на выход устройства повесить конденсатор от 100мкФ и выше - получится
автогенератор, который будет работать при отключенном аккумуляторе или
отсутствии контакта.
.
Настройку следует начинать при отключенном аккумуляторе.
Движок резистора R3 устанавливают в среднее значение и проверяют
напряжение питания - оно не должно превышать 15В. Если напряжение больше -
необходимо подобрать стабилитрон VD1 на меньшее напряжение. Если вы
использовали новые детали - их необходимо "обкатать". Для этого берут
конденсатор как можно большей емкости (я использовал 150.000mkF),
параллельно ему включают сопротивление 3-10КОм и подключают вместо
аккумулятора, соблюдая полярность. Получается иммитация аккумулятора очень
маленькой емкости. Светодиод начинает периодически загораться и тухнуть. В
таком виде желательно оставить схему на 1-2 часа. После окончания
"обкатки" сопротивление, включенное параллельно конденсатору, удаляют и
подключают на его место вольтметр (лучше цифровой). Подстроечным
резистором R2 устанавливают порог выключения светодиода 10,5В. Если вы
хотите, чтобы по окончании заряда емкость аккумулятора поддерживалать
около 100% необходимо уменьшить номинал резистора R3 до 33КОм.
Детали: конденсатор С1 на напряжение не менее 250В, лучше
400В; стабилитрон на напрядение 12-15В; микросхему К561ЛН2 можно заменить
на 561ЛЕ5, 561ЛА7, соответственно изменив схему включения; конденсатор С2
на напряжение 16В (при уменьшении его емкости до 470мкФ желательно
последовательно с C1 включить сопротивление на 100-200Ом для ограничения
броска тока в момент включения устройства в сеть); транзистор КП303 с
начальним током стока 10мА (буквы: Г, Д, Е) можно использовать любой с
аналогичными параметрами; светодиод - любой из серии АЛ307; резисторы
0,125Вт.
В микросхеме 3 инвертора остаются неиспользуемыми. Это
дает возможность собрать на них второй канал и установить все это в "китайское" зарядное
устройство. Можно также использовать их для звуковой или световой индикации режимов работы.
Можно дополнить схему для "тренировки" и восстановления старых
аккумуляторов рис.2. В этом случае резистор R3 (рис.1) необходимо заменить
на подстроечный с номиналом не менее 200КОм, для установки нижнего предела
напряжения срабатывания схемы (7В). Здесь с помощью S1 выбирают режим
работы заряд/тренировка (на схеме показан в режиме заряд). Этот режим
особенно полезен для NiCd аккумуляторов как находящихся длительное время в
эксплуатации, так и абсолитно новых (3-4 цикла тренировки позволяют им
выйти на режим полной емкости). Для примера приведу опробирование этого режима с аккумулятором
7Д-0,125Д (год выпуска - 1991, год ввода в эксплуатацию - 1992,
установлен в мультиметре "МР-12" с током потребления 1-2мА).
№ цикла восстановления
0*
1
2
3
4
5**
Емкость, мА·ч
18
33
50
51
54
58
* - емкость, измерянная до восстановления. Измерялась при токе равном 0,5C (т.е. завышенная процентов на 20, что я не считаю криминалом, всвязи с низким током потребления мультиметра, при котором емкость окажется еще больше).
** - последний цикл восстановления проведен методом "глубокого" разряда и 3 циклами обычной тренировки. На этом я и закончил мучения этого аккумулятора.